Двигатели для маломерных судов
Cудовые дизели для маломерных судов
Судовая двигательная установка состоит из двигателя, реверсивно-редукторной передачи, валопровода и движителя.
ГОСТ 4393-82 предусмотрена единая система маркировки двигателей с помощью букв и цифр:
Ч – четырехтактный;
Д – двухтактный;
ДД – двухтактный двойного действия;
Р – реверсивный (при отсутствии в обозначении буквы «Р» - нереверсивный);
К – крейцкопфный (при отсутствии в обозначении буквы «К» - тронковый);
Н – с наддувом (при отсутствии буквы «Н» - без наддува);
С – с наддувом с реверсивной муфтой;
П – судовой с редукторной передачей.
Цифра впереди букв обозначает число цилиндров, дробь после букв (числитель) – диаметр цилиндра (в см), знаменатель – ход поршня (в см). Например 4ЧСП8,5/11 – двигатель судовой четырехцилиндровый четырехтактный нереверсивный тронковый без наддува с реверсивно-редукторной передачей (РРП), диаметром цилиндра 85 мм и ходом поршня 110 мм.
Помимо маркировки по ГОСТ 4393-82 применяют и заводские маркировки, например дизель 4ЧСП8,5/11-5 имеет заводское обозначение «Каспий-30», а дизель 4ЧСП8,5/11 – ДС-25.
На судах малотоннажного флота в качестве главных двигателей нашли широкое применение отечественные судовые дизели типов Ч10,5/13; Ч12/14; На их базе выпускаются одно – и двухцилиндровые 1ЧСП10,5/13 и 2ЧСП10,5/13; четырехцилиндровые 4ЧСП10,5/13; шестицилиндровые 6ЧСП12/14; 6ЧНСП12/14.
Одно – и двухцилиндровые дизели.
Судовые двигатели 1ЧСП10,5/13 мощностью 7,35 кВт и 2ЧСП10,5/13 мощностью 13,5 кВт созданы на базе четырехтактных вихрекамерных дизелей типа Ч10,5/13. Они оборудованы реверс-редуктором двухдискового типа с передаточным числом на переднем ходу 1:2,5, на заднем – 1:3,25. Реверс редуктор состоит из фрикционной муфты и редуктора с двумя комплектами зубчатой передачи. Механический КПД реверс-редуктора на переднем ходу 0,968.
На базе дизелей 4Ч10,5/13 промышленность выпускает судовой главный двигатель 4ЧСП10,5/13 с реверсивно-редукторной передачей типов РРП-20-2 или РРП-20-3 (передаточное отношение на переднем ходу 1:2,037) и камерой сгорания в поршне. Мощность дизеля 29,5 кВт при частоте вращения коленчатого вала 25 с-1.
Дизель 4ЧСП10,5/13 оборудован муфтой дополнительного отбора мощности (до 7,35 кВт) со свободного конца коленчатого вала и всережимным регулятором. Дизель и реверс-редуктор смонтированы на общей подмоторной раме.
Запуск двигателя осуществляется электростартером. Для облегчения запуска холодного дизеля между надставкой и впускным коллектором устанавливается проволочный воздухоподогреватель. Для подзарядки аккумуляторных батарей дизель имеет зарядный генератор, реле – регуляторную коробку и вольтметр с выключателем возбуждения зарядного генератора.
На базе дизелей Ч12/14 промышленность выпускает судовые главные двигатели 6ЧСП12/14 и 6ЧНСП12/14 (с наддувом).
Дизели 6ЧСП12/14 с реверс-редуктором РРП-40-2 (передаточное отношение на переднем ходу 1:2,037) имеют заводское обозначение К-161-2, а с РРП-40-3 (передаточное отношение на переднем ходу 1:3,037) – К-161-3. Дизели 6ЧСП12/14 с реверс-редуктором РРП-70-2 (передаточное отношение на переднем ходу 1:2,04) с левым и правым постами управления имеют заводское обозначение К-166Л-2 и К-166-2 соответственно, а с РРП-70-3 (передаточное отношение на переднем ходу 1:3,04) с левыми и правыми постами управления – соответственно К-166Л-3 и К166-3.
Конструкция РРП-40 и РРП-70 обеспечивает как ручное, так и дистанционное управление реверсом, длительную эксплуатацию дизеля на режиме номинальной мощности как на работе на переднем ходу, так и на заднем. Пуск дизеля осуществляется электростартером (основной) или сжатым воздухом (дополнительный).
Дизели выпускаются с правым и левым постами управления. Пост управления имеет: пусковую кнопку электростартера; кнопки включения свечей накаливания или спирали воздухоподогревателя; кран пуска сжатым воздухом; рукоятку управления подачи топлива; рукоятку выключения рейки; щит контрольно-измерительных приборов с аэротермометрами воды и масла; манометрами давления масла и забортной воды; электротахометром; вольтамперметром и счетчиком моточасов.
По особому заказу на дизели могут быть установлены также муфты отбора мощности с носового конца коленчатого вала и трюмный (водооткачивающий) насос.